Четверг, 2024-04-25, 03:21
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ Школа №116 имени С.Х.Бикеева ГО г.Уфа


Меню сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Родителям » Родителям

Наказание и поощрение в семейном воспитании

Печать


Поощрениями родители одобряют хорошее поведение детей. Плохие поступки вызывают осуждение, родители принимают меры, чтобы предотвратить их повторение и, если нужно, применяют соответствующие наказания. Наказания, как и поощрения могут быть разными. Обязательно следует учесть возраст и темперамент ребенка, к которому нужно вышеуказанное применить.

Бывают случаи, когда возникает необходимость применения наказания — родители таким образом заставляют ребенка изменить свое поведение. Самыми распространенными формами исправления поведения ребенка являются: осуждение плохого поступка, переубеждение в неправильности поступка, указания, как себя вести. Следует всегда помнить: каким бы ни было наказание, оно не должно унижать ребенка, обижать его чувство собственного достоинства. Нельзя наказывать ребенка посредством лишения еды — Вы рискуете таким образом испортить аппетит и нарушить естественный биологический ритм маленького человечка, что может привести к отказу от еды (анорексия). Не бейте свое чадо! Что бы ни было им сделано, это не стоит физической расправы. Кроме того побои не переубеждают, а заставляют покориться силе родителей и приводят к скрытности, трусости, скрытой агрессии, уверенности, что прав тот, кто сильнее. Телесные наказания, вызывающие у ребенка страх, порождают злобу на того, кто наказывает, что приводит ко лжи, а порой и к фобиям.

Замечанием родители привлекают внимание ребенка на неверность или недопустимость его поведения. Замечание всегда должно быть мотивированным и аргументированным, чтобы ребенок знал, что именно не так он делает и почему, конкретными и своевременными. Не годится вспоминать вчерашнее, замечание следует делать сразу, как только был совершен проступок за исключением ситуации, когда присутствует посторонний, чужой человек (гости, коллеги и т. д.), потому что это унижает маленькую личность. Учтите: если вы сами чего-то не делаете, вы не имеете морального права требовать выполнять это своего ребенка (к примеру, если вы курите, не логично требовать от подростка, чтобы он не брал с вас пример — вы всегда были и будете, пусть бессознательно, образцом, моделью поведения для вашего ребенка).

Выговор. В выговоре, как и в замечании, следует указать ее причину. Тон выговора должен выражать осуждение и сожаление, которое испытывают родители. Для детей младшего возраста можно применить наказание, заключающееся в виде лишения на какое-то время своего внимания и привязанности. Если ребенок не изменит своего поведения, можно организованно всем членам семьи перестать делать ему уступки, даже на какое-то время разговаривать с ним только при необходимости. Однако при этом виде наказания нужно очень внимательно следить за поведением ребенка и своевременно прекратить наказание, как только станет заметно, что маленький человечек понял и осознал свой проступок.

Ребенка можно наказать лишением тех или иных игр, развлечений. Часто родители, рассердившись, обещают не пустить на дискотеку, в кино, запретить прогулки с друзьями, но, успокоившись, забывают о своих обещаниях. Дети привыкают к такого рода угрозам и наперед знают, что можно будет легко выпросить прощение — так родители теряют свой авторитет.

Бойтесь быть несправедливыми! Не наказывайте ребенка, не разобравшись в ситуации. Будьте объективны! Не следует верить своему ребенку абсолютно (но и не верить ему совсем тоже неправильно, потому как вы его родитель, он ищет защиты и поддержки у вас, ему больше неоткуда ждать помощи) — часто дети склонны «перевирать» случившееся, перекладывать вину на другого. Почему так случается? Универсального ответа, пожалуй, не найти, потому что нужно знать больше информации о вас самих, вашей семье, вашем ребенке, особенностях его воспитания и развития, ваших отношениях с ребенком и пр. Бывает, что дитя не хочет выглядеть «плохим» для родителей, а потому старается «выбелить» то, что сделал. Бывает ребенок панически боится гнева родителей, и ложь, на которую он способен, может быть самой изощренной, выглядеть более чем правдоподобно — в этом нельзя винить ребенка, в этом поведении виноваты сами родители, и исправлять поведение нужно в первую очередь им самим, а после понадобится немало времени, чтобы приучить дитя к мысли о том, что самые родные ему люди не будут с ним строги.

Родителям следует помнить, что есть запреты, которые не должны быть проигнорированы их чадом. К таким нужно отнести действия:

- которые могут спровоцировать угрозу здоровья и жизни ребенка и его окружающих,

- направленные против сохранения окружающей среды,

- наносящие ущерб государственному имуществу и культурным ценностям.

Поощрение — способ закрепления хорошего поведения. Тем не менее не следует принуждать ребенка делать что-то только для вознаграждения. Награда должна быть следствием хорошего поведения, а не целью. Ребенка, который весь год отлично учился можно наградить поездкой в какой-либо интересный город на экскурсию, поездкой к родственникам, путевкой в пионерлагерь, где ребенку нравится бывать. Но нельзя каждую отличную отметку выплачивать деньгами или развлечениями, - нужно чтобы ребенок получал радость от ощущения ценности самого действия, а не побочных мотивов.

Самым распространенным видом поощрения является похвала. Особенную ценность она имеет для детей младшего возраста, когда малыш учится понимать, что есть хорошо, а что — плохо. Со старшими детьми нужно быть сдержанным в похвале, не захваливать их. Особенно вредна похвала при посторонних, так как превращается в хвастовство поведением сына или дочери.

Если кто-либо из родителей или других старших членов семьи наказал или поощрил ребенка — это никогда не должно отменяться другими членами семьи. Помните: и наказание, и поощрение должны быть справедливыми!

Поощрения и похвала будут неэффективными, если будут единственными факторами воспитания ребенка. Они имеют педагогическое значение только в соединении с правильной организацией жизни маленькой личности, нормальными отношениями в семье, различным позитивным влиянием на ребенка, примером родителей и систематическим их влиянием на поведение детей.

Категория: Родителям | Добавил: Unterfeldwebel (2014-02-10)
Просмотров: 1167 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
ДИРЕКТОР
 
Козлова
Татьяна Михайловна
Директор  
МАОУ Школа №116 
ГО г.Уфа РБ
Приемные дни: понедельник 14.00-18.00
    
 





Министерство образования и науки Российской Федерации

Министерство образования Республики Башкортостан


 

Администрация ГО г. Уфа РБ

 Управление образования Администрации городского округа город Уфа



    Единое окно

           

Работает телефон
«горячей линии»

8(347)264-71-87

8(347)242-36-16

   
Вход на сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz